Самостоятельная
музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности,
как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя
– побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в
повседневной жизни детского сада.
Для развития
самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть
оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные
инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут
быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка
танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной
деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном
уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя
в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание
проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям,
развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом
художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного
звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут
возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои
чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию
интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в
детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями,
воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также
способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности
дошкольников.
Рассмотрим различные
виды музыкальной деятельности детей в группе:
1.Игра на детских
музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке,
баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять
попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и
исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс
освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те,
которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не
умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и
подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их
звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр»,
выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей,
учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее
ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная
игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной
игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов
деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее
мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют
песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики
поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют
песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию
игры, организуют действия детей.
В этом виде
самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у
воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать
завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему
организовать коллективную игру.
3.Музыкально -
дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности
развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств
музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана»,
«Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений
детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях
воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям
классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время
физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие
произведения: вовремя бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник»
Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка»
А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой –
«Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б.
Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла
«Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И.
Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.
На прогулке можете
поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра
«Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая
собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые
речевые игры.
Также можно наполнить
музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем
музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных
интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка.
Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей
П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и
других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с
утра и на весь день.
Вечером же характер
музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению
двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце.
Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для
детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и
т.д.)
Таким образом, роль воспитателя в
развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что
он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах
муз.деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на
музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их
инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником
детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие
моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности
дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке
это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы,
склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не
односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше
применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок
репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать
объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным
поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются
при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой
интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому
указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится
самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне
занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь,
танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и
способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и
ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним
из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков,
умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.
Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в
совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной
инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями
Комментариев нет:
Отправить комментарий